Рабочий вопрос. Как отрасли ТЭК решают кадровые проблемы?

AliExpress WW

Эксперты обсудили достижения технологического суверенитета России

Рабочий вопрос. Как отрасли ТЭК решают кадровые проблемы?

Для достижения технологического суверенитета России необходима трансформация научно-технологической политики страны, а для интенсивной инновационной активности бизнеса — создание новых стимулов. К такому выводу пришли участники сессии «Интеграция знаний и технологий как фактор развития ТЭК России», прошедшей в рамках Российской энергетической недели. О чем говорили эксперты, — в материале «Газеты.Ru».

Концепция технологического развития России до 2030 года, принятая в мае этого года, призвана обеспечить в стране ускоренное развитие научных, кадровых и инженерных компетенций. А для этого уже сегодня следует позаботиться о будущих кадрах. Кто будет обучать студентов вузов и колледжей? Какие компетенции потребуются через несколько лет, и как минимизировать разрыв между профессиональным образованием и требованием компаний в энергетике? На эти и другие вопросы постарались найти ответ участники сессии «Научно-технологическое развитие и цифровая трансформация. Интеграция знаний и технологий как фактор развития ТЭК России». Модератором дискуссии выступил генеральный директор Российского энергетического агентства (РЭА) Минэнерго России Алексей Кулапин.

Интеграция науки и бизнеса

Сегодня корпорациям не хватает глубокой интеграции вузовского, послевузовского профессионального образования с необходимыми для работы компетенциями и требованиями, заметил в своем выступлении Сергей Мачехин, заместитель генерального директора по проектному инжинирингу, устойчивому развитию и международному сотрудничеству «Русгидро».

Рабочий вопрос. Как отрасли ТЭК решают кадровые проблемы?

«Сегодня мы немножко обособлены друг от друга. Безусловно, огромное внимание, на мой взгляд, нужно уделить такому сегменту взаимодействия между фундаментальной прикладной наукой и потребителем, как реинжиниринг существующих технологических процессов», — отметил эксперт.

По его словам, большинство компаний, уже потративших большое количество денег и времени на выстраивание своих профессиональных производственных систем, находятся в некоей профессиональной изоляции.

Это означает, что для вузов должна быть создана программа по обучению новых специалистов, для которых процесс производственного инжиниринга стал бы основной профессией.

Операционный директор энерго-металлургического холдинга Эн+ Михаил Хардиков обратил внимание, что главное — не упустить этап, на котором начинается интеграция знаний и компетенций будущих специалистов. Компания уделяет большое внимание формированию кадрового резерва и вовлечению в отрасль с юных лет. По словам топ-менеджера, при выборе будущей профессии ключевым мотиватором для молодых людей сегодня являются не зарплата и дополнительные блага, а интересные задачи, перспективы и дальнейшая карьера.

Рабочий вопрос. Как отрасли ТЭК решают кадровые проблемы?

«Поэтому, конечно, начинать (заинтересовывать молодежь — примечание «Газеты.Ru») надо как можно раньше, и мы это делаем. Начинаем со школы, с профориентации, с 10 класса. В этом году у нас 200 школьников в Сибири приняли участие в наших в профориентационных программах. Это первый шаг, первое погружение в профессию, чтобы понять, что такое энергетическая отрасль», — рассказал Михаил Хардиков.

Вторая тема, которую поднял топ-менеджер Эн+ — это среднепрофессиональное образование.

Гидроэнергетика — своеобразная профессия, очень мало учебных заведений, где учат этим специальностям, потому что рынок ограничен, ГЭС не так много.

Но компания принимает участие в Федеральной программе «Профессионалитет» с двумя проектами. Это энергетический колледж в Иркутске, в который Эн+ уже на протяжении 10 лет вкладывает порядка 30 млн рублей ежегодно, а также Усть-Лабинский социально-педагогический колледж.

Эта последовательная работа с молодежью, которая должна переходить в качество», — отметил эксперт. Компания уделяет сотрудничеству с вузами особое внимание — помимо стандартной подготовки по профильным специальностям Эн+ развивает проект «Академия IT», призванный привлечь в отрасль специалистов цифровых профессий, а
также поддерживает талантливых студентов в рамках стипендиальной программы.

Рабочий вопрос. Как отрасли ТЭК решают кадровые проблемы?

«У нас 800 стипендиатов в этом году получат именные стипендии компании Эн+ и Русал. Это не только энергетики и металлурги, но и будущие педагоги, медики», — отметил Хардиков.

Навстречу вузам

Тему интеграции вузовского образования и бизнеса уже с точки зрения высших учебных заведений продолжил ректор НИУ «Московский энергетический институт» Николай Рогалев.

«В этом плане интеграция заключается в том, чтобы знания, которые мы в университетах передаем студентам, были использованы на практике», — подчеркнул ректор, отметив, что существуют все механизмы, позволяющие компаниям более активно участвовать в образовательном процессе.

Ректор Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина Виктор Мартынов поддержал коллегу в том, что все механизмы по интеграции существуют, а весь вопрос в том, как ими пользуются.

«На стыках оно, как всегда, все и проскальзывает», — заметил он.

Проблема же, по мнению Виктора Мартынова, заключается в том, что зарплаты у аспирантов и преподавателей невысокие. Вот они и уходят в отрасль, где им предлагают в разы большие оклады. Наукой становится заниматься некому.

Выход из ситуации ректор видит в создании отраслевого плана, долгосрочных научных проектах, решающих отраслевые проблемы с долговременным финансированием, чтобы институты не конкурировали еще и друг с другом.

Говоря о подготовке кадров, важно не забывать и о качестве педагогического состава для вузов — поддержал вопрос Михаил Хардиков. Кто эти преподаватели, которые будут обучать студентов в колледжах, техникумах на «Профессионалитете»? В качестве примера Хардиков назвал проект Эн+ с Иркутским Политехом, где готовят преподавателей для института энергетики.

В завершение выступления топ-менеджер холдинга предложил открыть центр подготовки кадров в Красноярске, чтобы не возить преподавателей для будущих сибирских и дальневосточных энергетиков из Центральной России.

Источник

AliExpress WW

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *